SEO продвижение для начинающих от А до Я – как оптимизировать любой сайт?
Ежедневно в интернете появляются сотни новых сайтов – одна их часть навсегда затеряется среди тысяч аналогичных страниц и лишь немногие смогут выйти в топ поисковых систем, заняв лидирующие позиции и сумев привлечь заинтересованную аудиторию. Секрет успеха прост – для раскрутки ресурсу требуется грамотное SEO продвижение, включающее множество этапов. Новичку разобраться в SEO непросто, как и нелегко понять, зачем вообще требуется оптимизация, почему сайт не будет работать без нее, какие методы раскрутки можно, а какие – нельзя использовать. Полный гид поможет разобраться в нюансах поисковой оптимизации по пунктам.
Что такое SEO продвижение сайта?
SEO-продвижение (Search engine optimization) – это оптимизация сайта с учетом требований поисковых систем. Работа по раскрутке ресурса является комплексной, сложной и постоянной. Для эффективного продвижения требуется:
- грамотная аналитика и изучение конкурентной ниши;
- подготовка качественного контента – статей, снимков, видео;
- проработка четкой и понятной пользователю структуры;
- учет коммерческих факторов для сайтов компаний;
- повышение узнаваемости бренда в интернете;
- улучшение поведенческих факторов.
SEO – это поисковая оптимизация, доработка, улучшение и продвижение ресурса для роботов и обычных пользователей, которые будут посещать сайт. Методы раскрутки постоянно меняются и совершенствуются, поэтому универсальной инструкции на все времена не будет – нужно следить за трендами и постоянно «держать руку на пульсе».
Принципы работы – зачем нужна SEO оптимизация?
Заниматься SEO-продвижением сайтов нужно, если владелец или администратор хочет, чтобы ресурс работал, привлекал людей, его было легко найти в сети. Именно оптимизация призвана решить ряд задач:
- увеличить поисковый трафик;
- обеспечить вывод сайта на первую страницу выдачи;
- улучшить пользовательский опыт;
- привлечь посетителей, заинтересованных в сотрудничестве;
- повысить узнаваемость бренда и обеспечить положительную репутацию.
Простыми словами: SEO – основа, благодаря которой сайт не затеряется среди тысяч других страниц, его смогут легко найти, а пользователям будет просто и удобно получить нужную информацию, оставить заявку или сделать заказ.
Методы и составляющие – что включает SEO оптимизация ресурса?
SEO продвижение сайтов обеспечивает вывод площадки в топ поисковых систем, где обязательно учитываются требования роботов (программ) и живых людей (аудитории). Основу хорошего SEO составляют:
- качество трафика – реальных людей, заинтересованных в услугах и товарах компании, а не просто оказавшихся на странице случайно;
- количество трафика – большая аудитория позволяет нарастить прибыль вне зависимости от вида ресурса, будь-то интернет-магазин, информационный портал или корпоративный сайт компании;
- органика – возможность ресурса привлекать посетителей без рекламы, т.е. бесплатно, что позволит сократить расходную часть бюджета.
Оптимизация сайта проводится белыми, серыми и черными методами. Белые схемы, в первую очередь, направлены не на продвижение, как таковое, а на создание комфортных условий для посетителей ресурса – это прозрачная SEO оптимизация, дающая результат в долгосрочной перспективе. На методах «белого» продвижения остановимся подробней – разберем, как они работают, что нужно делать для раскрутки.
Подготовка к оптимизации – аудит и проектирование сайта
Начинать SEO-продвижение сайтов нужно с тщательной аналитики, подготовки и планирования: определить цели, стратегии, инструменты. На первом этапе следует провести:
- аудит ресурса с выявлением битых ссылок, дублированных страниц, некорректного отображения снимков, медленной загрузки;
- анализ видимости сайта в поисковых системах;
- изучение ниши в целом и конкурентов – важно понять, как ведется работа в данной тематике, как организована структура аналогичных сайтов;
- составление портрета потенциального посетителя – анализ требований и запросов аудитории.
Для предварительного анализа требуется доступ в системы статистики и панели администратора. Аналитика проводится на таких платформах, как «Яндекс Метрика», «Яндекс Вебмастер», Google Analytics.
Подготовка семантического ядра сайта
Хорошо подобранное семантическое ядро – ключевая составляющая успеха, поэтому на этапе подготовки нужно определить запросы (фразы), по которым пользователи будут приходить на сайт. Необходимо подготовить полный список тематических запросов, отвечающих требованиям:
- охват всего поискового спроса аудитории;
- соответствие тематики ресурса;
- конкурентная среда – эффективней использовать фразы с низким и средним уровнем конкуренции;
- окрас запросов – коммерческий либо информационный в зависимости от сайта.
Для подбора семантического ядра используют инструменты «Яндекс.Wordstat», Keyso.so, SpyWords и др. Необходимо не просто найти ключевые слова, но и распределить их по страницам, сформировав структуру сайта с разделами, вкладками, логическими блоками – понятную и прозрачную для посетителя.
Техническая SEO оптимизация
Следующим этапом продвижения является внутренняя (техническая) оптимизация, предусматривающая несколько обязательных шагов:
- создание и настройка файлов с инструкциями для поисковых роботов – можно запретить индексацию одних страниц, ускорить – других;
- настройка переадресации, если проводилось изменение адресов страниц;
- удаление дублированной информации и неактуальных ссылок;
- поиск и устранение HTML-ошибок;
- проверка скрытого контента и работы сайта в версии для мобильных устройств.
Техническая оптимизация требует обязательного тестирования – необходимо выявить ошибки, провести настройку страниц, обеспечить правильную индексацию в поисковиках.
Оптимизация внешних факторов – внешнее SEO
Важным шагом в SEO-оптимизации является работа с внешними факторами, начинать ее нужно лишь в том случае, если проведены все внутренние улучшения. Внешнее продвижение – комплекс мер, благодаря которым на сайт начинают ссылаться на других ресурсах и платформах.
Простой, но неэффективный и даже опасный способ – закупать ссылки. Однако лучше проводить оптимизацию естественными методами. Можно давать интервью в СМИ, подготавливать статьи на тематические порталы или размещать полезную информацию в других блогах (например, по бартеру).
Этап разработки и тестирования – оптимизация поведенческих факторов
Процесс SEO-продвижения сайта продолжается после запуска ресурса и вывода его в топ – необходимо внимательно отслеживать поведенческие факторы, анализировать действия пользователей и учитывать полученный опыт в дальнейшей работе. Аналитика проводится по ряду основных направлений:
- глубина просмотра – количество страниц, посещенных гостем (чем больше, тем лучше);
- время, проведенное на сайте – демонстрирует интерес к информации и товарам;
- уровень отказов – доля аудитории, закрывающих вкладку сайта сразу после входа и в течение нескольких секунд;
- повторные визиты, добавление сайта в закладки и число прямых входов без участия поисковых систем.
Для аналитики используют инструменты вебмастера, например, «Яндекс Метрику», где можно отслеживать источники трафика и другие важные показатели.
SEO раскрутка – коммерческие факторы ранжирования
Для SEO-раскрутки коммерческих сайтов требуется аудит страниц и форм, обеспечивающих взаимодействие с потенциальными клиентами. Нужно проанализировать и проверить:
- наличие удобной и действующей формы обратной связи;
- полноту информации о товарах с фото и видео;
- достоверность данных о компании и контактов;
- удобство добавления товаров в корзину и оформления заказа.
Покупателю нужно предоставить понятные и прозрачные сведения об оплате, доставке, программе лояльности – всю информацию, которую хочет знать посетитель, планирующий оформить заказ.
Юзабилити сайта – основные принципы
Юзабилити – удобство сайта для пользователя, работа над функционалом ресурса, о чем нужно задуматься еще на этапе создания площадки. Хорошо оптимизированный сайт отвечает принципам:
- максимально простой и понятный интерфейс;
- запоминаемость дизайна и бренда;
- эффективное использование пространства (без пустых мест);
- отсутствие ошибок при переходе на другие страницы;
- решение задач посетителя.
Работа над юзабилити требует учета запросов гостей – нужно создать ресурс с понятной структурой, удобной формой поиска, продуманными деталями. Навязчивая и мешающая реклама – враг грамотного юзабилити сайта.
Оптимизация контента и формирование мета-тегов
Для продвижения ресурса нужен уникальный, качественный и полезный контент, решающий проблемы посетителя. Для оптимизации необходима работа с мета-тегами:
- в HTML-теги вставляют полезную информацию и формируют иерархию сайта;
- статьи четко структурируют, используя заголовки, подзаголовки, списки, таблицы и другие элементы;
- title и descrtiption должны содержать поисковые запросы и информацию, облегчающие работу пользователя;
- для повышения скорости раскрутки картинки тоже снабжают мета-тегами с ключевыми запросами.
Пользователям не нужен еще один сайт, похожий на десятки других с дублированным контентом. Аудитория ищет исчерпывающую информацию без ошибок и искажения фактов.
Оптимизация скорости загрузки ресурса
Только лишь оптимизировать контент для эффективной работы сайта недостаточно. Нужно обеспечить быструю загрузку страниц и стабильное функционирование ресурса. Медленный сайт не понравится пользователям – посетители покинут страницу, не дождавшись полной загрузки, а поисковые роботы внесут портал «в черный список».
Чтобы исключить задержки в работе сайта, откажитесь от элементов, замедляющих загрузку и потребляющих избыточное количество ресурсов. На скорость влияют утечки памяти, большой объем файлов и код страницы – техническая сторона важна для вывода в топ.
Проверить скорость загрузки Вашего сайта можно с помощью инструмента от Гугл – https://pagespeed.web.dev
Серые и черные схемы SEO – как делать 100% не нужно?
Оптимизация сайта может включить не только белые (легальные) способы продвижения, но и серые схемы – устаревшие методы, практически бесполезные и даже вредные сегодня. Уже неэффективно продвижение ресурса с использованием устаревших инструментов:
- приобретение внешних ссылок на биржах – поисковые роботы активно борются с этим методом;
- искусственное размещение ссылок на сайт во всевозможных каталогах, на форумах, ресурсах с отзывами;
- имитация действий посетителей – накрутка гостей, активно просматривающих сайт, открывающих страницы и оставляющих заявки;
- переоптимизация – использование слишком большого числа поисковых запросов, особенно в неестественной форме, из-за чего текст теряет смысл и попадает под фильтры.
Еще хуже использовать черные схемы с подставными страницами, сайтами-спутниками и взломом крупных порталов. Подобные методы приводят лишь к одному результату – наказанию со стороны поисковых систем, из-за чего сайт не просто покинет топ, но и вовсе пропадет из выдачи.
Бонус: как быстро продвинуть свой сайт?
SEO-оптимизация сайта требует много времени и усилий – разобраться во всех нюансах очень сложно, новичкам обычно не удается избежать ошибок. Однако есть один универсальный и простой способ раскрутки – найти сайты конкурентов в топ-10 поисковой выдачи, проанализировать их статьи и на основе этого материала подготовить контент, следуя рекомендациям:
- статья должна быть максимально полезной и исчерпывающей, отвечающей на запросы пользователей;
- нужен уникальный контент – просто переписать текст своими словами (перефразировать) нельзя;
- информация должна быть правильной и достоверной – сомнительные факты не используем;
- требуется хорошо структурированная статья с красивым оформлением – читать сплошной текст без подзаголовков, списков, картинок, таблиц не будут;
- сравнив конкурентов, нужно сделать лучше – так, чтобы страница привлекала пользователей.
Грамотное SEO продвижение сайта – целая наука, длительный и сложный процесс. Недостаточно просто раскрутить ресурс и вывести его на лидирующие позиции – важно постоянно заниматься оптимизацией, чтобы сайт оставался в топе, был полезным, выгодно выделялся на фоне конкурентов. Главное в раскрутке – отказаться от использования черных схем, т.к. они малоэффективны и приводят к закономерным санкциям со стороны поисковых систем. Продвижение белыми методами требует больше времени, зато удается достичь хороших результатов без риска блокировки и попадания под фильтры.
Читайте также: